Как происходит процедура увольнения по украинскому законодательству?

Доп.материалы


Найти работу По статистике, предоставленной сайтом поиска работы Карьерист средняя «продолжительность жизни» сотрудника в одной компании – около 2-3 лет. Дальше наступает либо смена жизненных приоритетов (например, работник обзавелся семьей и для статусности необходимо развиваться дальше), либо просто-напросто цели в жизни поменялись.

В первую очередь такая статистика касается сотрудников в сфере продаж (например, торговые представители, мерчандайзеры), а также сфера администраторов и секретариата. Человек считает, что уже достиг своего «потолка» на данной должности, хочет расти и делать карьеру. Еще есть такое понятие, как «выгорание на работе». В этом случае, возможно, поможет длительный отпуск.

Но единственные ли это причины увольнений? Безусловно, нет. Часто на такой шаг толкает отсутствие мотивации на работе, бесперспективность дальнейшего нахождения на должности, лишение либо отсутствие социальных благ, «черные зарплаты», неважные отношения с начальником, переезд офиса на противоположный конец города и пр.

В случае, когда уволиться решил сам сотрудник, алгоритм может быть следующим.

1. Уведомить своего непосредственного руководителя о принятом решении. При разговоре можно объяснить причины своего решения покинуть место работы. Если кадр достаточно ценный для компании, и его не хотят терять, тогда, возможно, могут предложить альтернативу, и вопрос с увольнением закроется к обоюдному удовлетворению.

2. Написать заявление по установленной в компании форме за 2 недели (14 календарных дней) до даты предполагаемого увольнения.

3. Закрыть все текущие рабочие вопросы, сдать все дела новому сотруднику на данной позиции. Также огромным плюсом будет – обучить новичка и ввести его в курс дел. Таким образом получают достойные рекомендации для будущего работодателя.

К сожалению, распространена ситуация, когда работника увольняют. Причины также абсолютно различны: начиная от нарушения трудовой дисциплины (опоздания, ранний уход с работы, обеденные перерывы по полтора часа, частые перекуры) до полного пренебрежения работой, деградации в профессиональном плане, халатности.

Объективно говоря, до увольнения еще надо «доработаться». Гораздо чаще применяют метод «кнута». Это могут быть, например, депремирования различного формата. Такие формы наказания работодателю необходимо прописывать в дополнении к должностной инструкции. А лучше – повесить на доске информации в общем доступе, дабы избежать кривотолков в кулуарах. Компании, дорожащие лояльностью сотрудников и собственным имиджем, позаботятся о прозрачности штрафов.

Как быть, если уволенный украинец считает себя несправедливо обиженным? А таких, получивших наказание, по их мнению, «незаслуженно», около 90%. В данной ситуации – добро пожаловать в Трудовую инспекцию и суд. При грамотном подходе к делу, вашей правоте и знании основ трудового законодательства есть шансы вернуться на прежнее место работы, восстановить все свои права и добиться выплаты за вынужденный период безработицы. Это происходит не так быстро, как хотелось бы, но все же. Обычно слушания по делу занимают от полугода до 2-5 лет. И выигрышные примеры далеко не так редки, как может показаться. Все это не страшно, стоит только захотеть.

Пример из юридической практики. Сотрудница одного из банков не смогла пройти ежегодную аттестацию. У нее закрались подозрения, что она стала «лишней» в коллективе, и таким образом ее просто хотят уволить. Обратилась в суд. Высшая инстанция доказала, что аттестация была проведена неправомочно и что ни один специалист ее сферы в принципе бы не справился с поставленными задачами, так как они не соответствовали квалификации сотрудника. Компания- работодатель выплатила моральную неустойку уже бывшей сотруднице и получила отрицательный рейтинг.

Если все же увольнение происходит, нужно его пережить с наименьшими потерями как финансово, так и морально. Рассмотрим пошагово.

1. Скандалить не нужно. Необходимо разобраться в истинной причине увольнения (конструктивный разговор с руководством может помочь и дальнейшей жизни – как рабочей, так и личной). Также необходимо получить хорошие рекомендации и заручиться поддержкой для дальнейшего трудоустройства в новую компанию.

2. Подсчитать с помощью отдела персонала и бухгалтерии все свои возможные выплаты перед
увольнением. Это может быть и зарплата за отработанные дни в текущем месяце, и компенсация за «не отгулянный» отпуск, и больничный лист, и переработки. А если сотрудник находится в текущем периоде на больничном либо в отпуске (в декретном применимо также), то уволить его не имеют права.

3. Взвесив и проанализировав всю полученную информацию о причинах увольнения, осознав свои возможные недочеты и промахи, можно начинать искать новую работу. Необходимо изучить рынок труда, актуальность вакансий и требования, предъявляемые к соискателям.

Для теперь уже бывшего сотрудника компании увольнение — это не всегда негатив. Напротив, человек вышел из «зоны комфорта», он начинает действовать и крутиться, он смотрит вперед, на новые вершины и победы. И кто знает, как оно все позже обернется…

Компания, которая потеряла сотрудника, также должна проанализировать причины его ухода. Для такого анализа существует форма обратной связи и финальное интервью с увольняющимся. К сожалению, есть пока на рынке компании, которые не прислушиваются к чаяниям коллектива. Между тем, каждый HR-специалист и тем более руководитель заинтересован в сокращении так называемой «текучки» персонала. На основе подобных форм обратной связи можно создавать мотивирующие программы для сотрудников, создавать резервный фонд соискателей и пр.